На работе (Уход с работы (Когда вам приходится увольнять сотрудника))

Уход с работы (Когда вам приходится увольнять сотрудника)

Когда вам приходится увольнять сотрудника

Работодатель, вынужденный уволить служащего, нередко сам расстроен
сильнее, чем неудачливый работник. Выгнать человека с работы - дело не-
легкое, и многие руководители нередко часами меряют кабинет шагами,
прежде чем принять столь ответственное решение. Обвинят ли нанимателя в
несправедливости? Поддержат ли его остальные сотрудники? Не придется ли
ему потом погрязнуть в рутине судебного разбирательства? Да, уволить
сотрудника - дело не из легких.
Так же конструктивно, как к собственному увольнению, надо подходить и
к увольнению ваших сотрудников.
Будьте конкретны. Коль скоро ваша компания приняла решение закрыть
одно из своих подразделений и сократить весь его штат, так об этом и
скажите. Если вследствие слияния двух компаний возникает избыточное чис-
ло сотрудников, расскажите о тех критериях, которыми вы руководствова-
лись, определяя, кого следует уволить, а кого - оставить на работе: воз-
растные параметры, особые качества, высокая адаптационная способность и
т.п. Иногда человеку бывает легче узнать о том, что он уволен не по сво-
ей вине или в силу сложившихся обстоятельств, на которые он никак не мог
повлиять. Если же вам предстоит уволить кого-то одного из сотрудников,
тогда дело обстоит сложнее. Есть много причин, которые могут заставить
вас пойти на такой шаг: неэффективность его работы, жульничество, беспо-
койство, доставляемое им другим служащим, неумение общаться с людьми,
отказ подчиняться распоряжениям руководства, отсутствие инициативы, не-
достаточная способность к решению проблем, лень, отсутствие преданности
делу, неумение доводить начатое до конца и т.д. Список указанных причин
можно продолжать до бесконечности. Хоть любая из них может стать поводом
для увольнения, не следует называть их тому, кого вы собираетесь уволить
- все они слишком расплывчаты. Вместо этого укажите конкретные проявле-
ния одного или нескольких из указанных недостатков, сказав, например:
"Сданные вами счета о представительских расходах оказались липовыми",
или: "Вы продолжаете каждый день уходить на два часа в обеденный пере-
рыв", или: "Вы отказались сопровождать торговых представителей, когда
они должны были ехать на встречу с клиентами". Против конкретных доводов
возражать трудно - факты упрямая вещь. Подготовьтесь к увольнению сотру-
дника заранее, с тем чтобы к тому моменту, когда он будет поставлен об
этом в известность, вы могли представить документы, объясняющие причины
его увольнения, и напомнить о том, что ему неоднократно делались ранее
предупреждения. Обоснованное дело об увольнении строится на выдержках из
досье сотрудника за достаточно длительный промежуток времени, причем там
должны храниться все вынесенные предупреждения, а также рекомендации о
пересмотре его поведения. Копии таких документов необходимо подшивать к
личному делу сотрудников. Их и следует использовать при решительном раз-
говоре.
Если вы убеждены в необходимости увольнения сотрудника, без промедле-
ния переходите к действиям. Не позволяйте уволенному дольше оставаться
на фирме, предложите ему или ей выходное пособие и попросите как можно
скорее оставить службу.
Многие руководители считают, что сообщать работнику об увольнении на-
до не в своем кабинете, а на "нейтральной территории" или в том помеще-
нии, где работает этот сотрудник, чтобы избежать ненужных пререканий.
Храните спокойствие даже в том случае, если вас будут в чем-то обви-
нять. Не пытайтесь оправдываться, лучше скажите: "Мне очень жаль, что вы
так к этому относитесь".
Предметно остановитесь на обсуждении вопроса о выходном пособии.
Не извиняйтесь.
Не говорите дурно об уволенном сотруднике в присутствии его бывших
коллег.
Предоставьте увольняемому возможность уйти с работы, не потеряв собс-
твенного достоинства, например, подать заявление об уходе по собственно-
му желанию.